Скачать: О модернизации системы социальной помощи


Разъяснение к закону РК от 28 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения»

 

В соответствии с поручением Главы государства, изложенного в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан разработан новый закон по совершенствованию действующих механизмов оказания адресной социальной помощи.
В результате 28 октября 2015 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения», который вводится в действие с 1 января 2018 года. (Слайд 1)
Виды социальной помощи, действующие на сегодня и их особенности. (Слайд 2)
Суть и отличие новых подходов, предусмотренных в Законе, от действующей системы:
увеличение черты бедности для оказания адресной социальной помощис 40 до 50% от величины прожиточного минимума;
трансформация  специальных государственных пособий (СГП) многодетным семьям, государственных пособий на детей до 18 лет для малообеспеченных семей (ГДП), адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным семьям (АСП) в АСП нового формата;
обязательное участие трудоспособных членовмалообеспеченных семей в активных мерах содействия занятости для получения социальной помощи – с этой целью заключается социальный контракт, в котором определяются обязательства сторон - получателя (семьи) и Центра занятости - по содействию в трудоустройстве (обучении) и оказанию иных мер социальной поддержки;
назначение АСП на период действия социального контракта, в целях укрепления экономической самостоятельности получателей помощи (по действующей системе - АСП назначается на квартал;
внедрение института сопровождения семьи – осуществляется консультантами и проектными ассистентами, которые отслеживают ход исполнения участниками обязательств по социальному контракту;
Международный опыт (Слайд 3)


АСП будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь. (Слайд 4)
Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации, и не могут по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость) выйти из неё.
Обусловленная помощь будет оказана при условии участия в активных мерах содействия занятости. Это может быть профессиональная подготовка, направление на социальные рабочие места, трудоустройство, содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения и др.
Районная (городская) комиссии по вопросам занятости или социальной адаптации выполняет координирующую роль. В данном случае документы, представленные заявителем направляются Центром занятости на рассмотрение комиссии по вопросам занятости или социальной адаптации.
Ответственность получателей АСП:
 в случае отказа получателя от заключения социального контракта или выполнения обязательств по заключенному социальному контракту, будут применяться санкции к получателям АСП из числа всех трудоспособных членов семьи, т.е. денежная помощь будет уменьшаться на 50% (при первичном отказе) или приостанавливаться (при повторном отказе) в зависимости от исполнения социального контракта. В то же время социальная поддержка детям будет сохранена выплата АСП на каждого ребенка, независимо от участия/неучастия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости.

Вопросы по внедрению АСП нового формата

Уважаемые посетители сайта!
С 1 января 2018 года будет внедряться АСП нового формата.

Первый вопрос: что изменится?

В новом формате АСП, в отличие от нынешних видов социальных выплат, малообеспеченным гражданам или семьям будет представляться три вида поддержки в одном пакете:
1) выплата адресной социальной помощи;

2) содействие в трудоустройстве путем

а) направления на вакантные рабочие места, представленные работодателями; 
б) направление на обучение, с возмещение расходов на обучение, проживание, проезд, одноразовое горячее питание (в случае обучения в ТиПО) и выплата стипендий за счет государства;
в) направление на молодежную практику, социальные рабочие места и общественные  работы  с субсидирование  заработной платы за счет государства;
г) предоставление микрокредита на открытие собственного дела или расширение бизнеса.

3) оказание гарантированных государством специальных социальных услуг для лиц, нуждающихся в социальном обслуживании. Услуги могут представляться социальными работниками, НПО и государственными медико-социальными организациями.

Таким образом, АСП нового формата включает комплексный подход поддержки малообеспеченным гражданам или семьям для выхода из бедности.

Второй вопрос: кому АСП нового формата будет назначаться?

АСП нового формата назначается гражданам или семьям, доходы которых ниже 50% от величины ПМ в виде безусловной или обусловленной денежной помощи.

Безусловная адресная социальная помощь будет представляться малообеспеченным семьям, которые в своем составе не имеют трудоспособных членов или они по объективным причинам не могут участвовать в активных мерах содействия занятости.
Для таких категорий малообеспеченных семей АСП назначается без каких-либо условий ежеквартально и выплачивается ежемесячно.

Обусловленная адресная социальная помощь будет представляться трудоспособным малообеспеченным гражданам или малообеспеченным семьям, имеющих в своем составе трудоспособных членов при условии их обязательного участия в активных мерах содействия занятости.
В этих целях между социальными службами и получателями будет заключаться социальный контракт. Социальный контракт будет подписываться на 6 месяцев с возможностью его пролонгации ещё до 6 месяцев.
Подписывая социальный контракт, стороны берут на себя взаимные обязательства: социальные службы – предпринимать усилия по содействию занятости и выплачивать пособия, а трудоспособные члены семьи – добросовестно участвовать в мерах содействия занятости и социальной адаптации, направленных на вывод семьи из категории малообеспеченной.
Трудоспособные члены малообеспеченной семьи в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства могут получать государственную поддержку в виде оплаты расходов на обучение, субсидий 35% заработной платы на социальных рабочих местах, оплаты молодёжной практики для выпускников учебных заведений или в виде микрокредитов на льготных условиях.

В случае невыполнения трудоспособными членами малообеспеченной семьи, достигшими 18 лет, взятых на себя обязательств по социальному контракту, предусмотрен механизм сокращения размера пособия: при первом нарушении – сокращение АСП у трудоспособных членов семьи на 50%, при повторном – на 100%. При этом АСП будет сохранена в полном объеме для матерей, занятых по уходу за ребенком и несовершеннолетних детей.

Третий вопрос: какой будет размер АСП нового формата?

Во-первых, со следующего года будет повышена величина прожиточного минимума в связи с изменением методики ее расчета. Если в текущем году величина ПМ составляет 24 459 тенге, то на следующий год он увеличится до 28284 тенге.

Во-вторых, черта бедности, используемая для назначения адресной социальной помощи будет увеличена с нынешних 40% от ПМ до 50%.  Т.е. если в текущем году черта бедности составляла 9 784 тенге, то на следующий год ее величина будет равна
14 142 тенге.
Например, малообеспеченная семья, состоящая из 5 человек, в которой
1 член семьи работает и имеет доход – 24 459 тенге, 1 член семьи не работающий и занятый уходом за ребенком до 3 лет, а также трое несовершеннолетних детей. На сегодняшний день размер АСП составляет на семью 17 313 тенге, государственное детское пособие 7 148 тенге. На следующий год при сохранении текущего уровня дохода семьи размер АСП нового формата составит до 30 тыс. тенге или увеличится на 20 % по сравнению с 2017 годом.

Четвертый вопрос: Будут ли иметь граждане право на получение других видов социальной помощи?

АСП нового формата является Единым пособием, которое объединяет в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей:

а) адресную социальную помощь, предоставляемая на каждого члена семьи, если среднедушевой доход семьи составляет ниже 40 % от величины прожиточного минимума.
б) детские пособия, назначаемые на детей до 18 лет в размере 1,05 МРП или 2 383 тенге в текущем году, если среднедушевой доход семьи ниже 60 % от величины прожиточного минимума;
в) специальное государственное пособие, предоставляемое для семей, имеющих четырех и более несовершеннолетних детей независимо от их дохода.

Таким образом, АСП в новом формате будет выплачиваться взамен трех указанных выплат и ее размер будет больше чем их совокупная сумма трех указанных выплат.


Об утверждении стандартов рабочего места инвалида (pdf, 2.4 Mb)


О проделанной работе за 2014 год по Каратобинскому районному  отделу занятости и социальных программ

Согласно Закона Республики Казахстан « О занятости населения» , и  Постановление Каратобинского районного акимата  с начало 2014 года направлено 406 безработных из целевых групп население. Освоено из местного бюджета 33528,5 тысячи тенге.

В 2014 году 517 человек трудоустроеный на постоянную, временную и сезонную работу.

На социальные  рабочие  места  направлено 66 безработных, из местного бюджета затрачено на их зароботную плату  5510,6 тыс, тенге.

2014 году направлено на профобучение 35 человека , из местного бюджета освоено  1204,8 тыс, тенге.

2014 году создано  384 новых рабочих места ( из них 86 постоянные рабочие места),  прошлом году создано 383 новых рабочих места (из них 126 постоянные).

С целью трудоустройства и социальной защитый граждан с учетом ситуации на рынке  труда в 2014 году проводили 4 ярмарок ваканций свободных рабочих месть. В этих ярмарках направлено 150 человек на постоянную работу, 16 безработных на социальную рабочие  места , 1 безработный направлено на профессиональную подготовку, а 42 ищущих работу безработным проводили консультацию.

В конце  2014 года зарегистрировано  41 безработных, уровень безработицы составляло  0,5 процента.

 


О проделанной работе за 2014 год в отделе занятости и социальных программ по социальной поддержке инвалидов

В 2014 году общий численность инвалидов 568 человек, в том числе І-ІІ группы -276 человек, ІІІ группа - 215 человек, дети инвалиды до 16 лет - 65, дети инвалиды с 16 - до 18 лет - 12. Женщины инвалиды - 234, в том числе женщины инвалиды  воспитывающие детей до 16 лет - 34.

В 2014 году по обеспечению инвалидов обязательными гигиеническими средствами и по предоставлению инвалидам первым группам индивидуального помощника  из местных бюджетов было выделено 2383,0 тысяча тенге. 28 инвалида было обеспечено обязательными гигиеническими средствами, освоено 742,8 тысяча тенге, 11 инвалидам первой группы было предоставлено услуги индивидуального помощника, освоено 681,3 тысяча тенге.

В 2014 году санаторно - курортную путевку в санаторию «Акжайык» получили 38 инвалида и 10 пенсионеры, тыловики.

По району за год среди инвалидов были трудоустроены на постоянную работу - 20 , на общественную работу- 17, на социальные рабочие места -16, на молодежную практику -1, всего 54 инвалида.

В 2014 году  6 инвалида были направлены на профессинальные обучение.

Родителям воспитывающим и обучающим 28 детей инвалидов на дому было выплачено материальная помощь на сумму  1228,5 тысяча тенге.

В 2014 году 566 инвалидам проживающим на территории района и пострадавшим от воздействия испытательных ядерных полигонов «Капустин Яр» и «Азгир»  было выплачено 19898,3 тысяча тенге. К празднованию 69 летию Победы Великой Отечественной войны 189 человеку было выплачено единовременная материальная помощь на сумму 740,0 тысяча тенге

За год согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида были обеспечены 2 инвалида тифлотехникой, 1 инвалид сурдотехникой, 2 инвалида протезной изделей, 5 инвалида кресло коляской.

 


Утвержденным районным маслихатом 2014 года 28 марта №21-2 О внесении изменения в решения Каратобинского районного маслихата от 26 марта 2013 года №9-2 «Об утверждении Правил определения размера и порядка оказания жилищной помощи малообеспеченным семьям (гражданам) в Каратобинском районе.

В Каратобинском районном отделам занятости и социальных программ за 2014 год жилищная помощь назначено и выплачено 43 семьям 773,4 тыс. тенге.

Малообеспеченные семьи (граждане) - лица, которые в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан имеют право на получение жилищной помощи. Жилищная помощь предоставляется и выплачиваются за счет средств местного бюджета малообеспеченным семьям (гражданам), постоянно проживающим в Каратобинском районе.

Форма для добавления текста

Защитный код обновить картинку